Себестоимость шубы

В начале 2009 года, когда мировой финансовый кризис сбил цены на шубы до исторических минимумов, руководитель одной из крупнейших в России сети меховых магазинов жаловался коллегам: «Все! Норковая шуба перестала быть люксовым товаром. Теперь и рекламировать, и продавать ее надо иначе».

Прошло всего четыре года, и мы видим, что цены на меха растут, словно на планете начался ледниковый период.

Себестоимость шубы

Цепочка составляющих довольно проста: стоимость сырых шкурок + стоимость их выделки и транспортировки + стоимость пошива + стоимость дополнительных материалов и обработки изделия + стоимость перевозки до розничного продавца и таможенной очистки. Обращаем внимание, что мы говорим о себестоимости шубы. О прибыли производителя и розничного продавца пока разговора нет.

Цена сырых шкурок имеет определяющее значение — сырьевая составляющая стоимости готовых изделий колеблется от 50 % (для дешевых мехов) до 90 % и выше (для дорогих мехов). Цены на меховое сырье определяются на аукционах, где и закупается большая часть шкурок.

Именно резкий взлет цен на этих аукционах и стал причиной существенного подорожания шуб.

Сколько стоит шкурка?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ситуацию, например, на Копенгагенском пушном аукционе. Найти единый статистический показатель непросто, ведь на аукционе продается 10 видов меха, которые разделены на 50 различных типов. Больше всего их как раз у норки — 35, при этом каждый тип норки имеет градации по качеству. Однако «среднюю температуру по больнице», то есть среднюю цену шкурки, определить все же можно. Этот показатель поможет нам увидеть тенденцию.

В апреле 2009 года, когда все осознали, что кризис накрыл всю мировую финансовую систему, средняя цена невыделанной шкурки норки равнялась 28 евро. В декабре того же года она выросла до 38 евро, а к декабрю 2010-го подорожала до 45. Дальше — больше: в апреле 2012 года средняя цена норковой шкурки составила 69 евро.

Казалось, дальше расти просто некуда. Все ждали если не обвала, то отката, а если не отката, то хотя бы передышки. Куда там!

Вот как комментирует прошедший в декабре 2012 года аукцион его официальный сайт: «Присутствие на торгах более 450 покупателей послужило поводом для сильнейшей конкуренции в аукционном зале и для установления новых ценовых рекордов».

Средняя цена шкурки европейской норки составила около 77 евро или примерно 100 долларов США. Чуть ниже среднего показателя была стоимость шкурок обычных цветов, таких как brown, mahogany, glow. Существенно выше оценивались более редкие цвета: white, palomino, sapphire.

Анатомия подоражания

Причина в спросе, который в последнее время стремится ввысь.

Если до середины 2000-ых меха были востребованы в основном в России и странах СНГ, то примерно с 2007 года ситуация начала меняться.

Прежде всего, «мягкое золото» снова популярно на западе.

Во-вторых, новые технологии обработки меховых изделий увеличили разность температур, при которых его можно носить, что само собой повлияло на рост спроса.

В-третьих, мех стал более широко применяться. Из него стали активно создавать различные аксессуары и отделывать им верхнюю одежду. Это не говоря уже о том, что сегодня мех стал применяться в интерьере.

В-четвертых, в стремительно развивающемся Китае появилось огромное количество активных потребителей. Сказать, что в китайских городах можно купить шубу любой люксовой марки, значит, ничего не сказать о кричащем изобилии мехов в этой стране.

В-пятых, на рынок обрушились спекулятивные капиталы. Предприимчивые господа покупают шкурки на аукционе и перепродают их, даже не вывозя со склада. А иногда даже не оплатив товар полностью, ограничившись авансом.

Эта гремучая смесь факторов так встряхнула меховой рынок, что многие специалисты даже не берутся загадывать, что будет буквально завтра.

Итоговый документ Копенгагенского пушного аукциона так описывает ситуацию: «Положительная экономическая обстановка в Китае, России и Корее вызвала большой спрос на меховую продукцию в этих странах. Однако рекордное количество покупателей в декабре — это результат плодотворной работы нашего аукциона на китайском рынке. Россия и Корея уступили первенство Китаю».

Ищем выход

Такой ценовой сдвиг не мог не привести к определенным последствиям в структуре и характере потребления. Наблюдается тенденция широкого использования более дешевых мехов. Стриженый кролик, щипаный

бобер, ласка, хорь, степная лисица. Поговаривают даже о скором триумфальном возвращении на российский рынок аргентинской нутрии.

Вместо ставшей вдруг недоступной европейской норки (не говоря уже о североамериканской), все чаще используются шкурки норок, выращенных в Китае. И хотя они тоже дорожают, разница в 25-30% по сравнению с европейскими остается.

Тенденция к разнообразной обработке меха — стрижке, щипке, вязке — тоже появилась неспроста. Например, китайская щипаная норка не только не уступает, а зачастую и превосходит по качеству своих европейских конкурентов. «Слабость» китайской норки как раз в неравномерности и излишней длине ости, а по подпушку она вряд ли хуже своих европейских собратьев. Кроме того, подстричь или пощипать можно любые шкурки, в том числе, имеющие дефект с остью, которые стоят существенно дешевле. А уж сделать вязаную шубку можно вообще практически из чего угодно. При этом ни качество, ни ее внешний вид нисколько не пострадают.

Идет активный творческий поиск путей сокращения количества мехового сырья в изделии. И речь, конечно, не о вульгарном растягивании шкур. Дизайнеры ищут современные привлекательные глазу и удобные телу комбинации материалов. И вот уже на подиумах мы видим мех норки со вставками из кожи, с капюшонами из шерсти, поперечные короткие шубки со вставками из вельвета и удлинением из вязки шерстью. Самое необычное, что удалось увидеть — смесь пуховика и норковой шубы. Замечательная находка итальянского дизайнера для молодежи!

При этом и производители, и розничные торговцы ищут пути минимизации затрат и оптимизации прибыли. Насколько у них это получается — судить покупателям.

Купить, пока не подорожало

Сколько будут стоить шубы через полгода? Однозначно ответить сложно, но попытаемся увидеть меховое будущее.

Итак, на копенгагенском аукционе в декабре было продано 1,5 млн. шкурок норки. Этого хватит, пожалуй, для пошива коллекций, которые будут показаны на выставках в Гонконге в феврале и в Милане в марте.

На такие профессиональные выставки съезжается вся «верхушка» мехового бизнеса, именно там осуществляются заказы на весь год. Практически никто из крупных производителей не шьет для последующей свободной продажи.

Однако перед выставками в Гонконге и Милане пройдут февральские аукционы в Копенгагене, а также в Торонто, на котором будут продаваться знаменитые североамериканские шкурки под брендом NAFA. На них производители будут закупать сырье, во многом именно там будут определены цены на шубы следующего сезона. Скорее всего, эти цены не будут меньше декабрьских. Во всяком случае, раньше такого никогда не было.

Меховщики разместят заказы, производители начнут их готовить. Уже летом 2013 года новые коллекции поступят в магазины, в том числе и в ОАЭ. Обновятся ценники в меховых салонах Дубая и Шарджи. И если тут шуба подорожает на 200 — 300 долларов, то в России, как водится, повышение цены будет более значительным.

Очевидно, что совершать покупку выгоднее как можно скорее.